Правильное восприятие фотоснимка
Вам никогда не приходилось замечать, что иногда, глядя на фотографию, Вы как бы попадаете в тот кусок жизни, где она была снята, например, чувствуете себя посередине березовой аллеи в осеннем лесу или на прямо берегу моря, при этом все настолько естественно, что просто поражаешься! Иногда же наоборот: вроде фотография нормальная, резкая, хорошо снятая, правильно напечатана, и законы композиции вроде соблюдены… А вот смотрится она как-то неестественно… Или почему-то кажется плоской, или наоборот, масштабы явны искажены, или вообще непонятно что, но что-то не так… То же самое бывает и в кинотеатре - иногда фильм кажется естественным, как будто сам свидетелем действий являешься, а иногда каким-то невыразительным, хоть фильм-то и неплохой вроде…
Речь в обоих случаях идет о восприятии фотографии или картины глазом. Если глаз воспримет изображение максимально близко к тому, как оно выглядело на самом деле, то фотография будет казаться естественной, если не так - то наоборот, вполне нормальная фотография может казаться какой-то "не такой". На то, как наш глаз "увидит" фотоснимок, влияют множество факторов:
1. В первую очередь, конечно, это угол под которым нам видны предметы на фотографии. Желательно, чтобы этот угол был равен углу, под которым эти предметы "видел" объектив фотокамеры.
2. Второе, это размер снимка. Если снимок очень маленький, то даже, если мы его рассматриваем под правильным углом - он все равно будет выглядеть неестественным, потому что наш глаз будет периодически переключаться на соседние предметы.
3. Далее, восприятие снимка может испортить наше стереоскопическое зрение. Если, например, на снимке существует близкий передний и далекий задний план, то глаз в таких условиях должен, по идее, воспринимать снимок стереоскопически, то есть двумя глазами видеть разную картинку и тем самым ощущать перспективу… Фотография же плоская, поэтому глаз наш она обманывает и мы в итоге видим неестественную картинку…
4. Композиционные моменты. Допустим, на фотографии есть какие-то предметы, которые попали в кадр не полностью, но, тем не менее, они являются важными композиционными составляющими снимка. К примеру, это могут быть какие-нибудь четкие линии, уходящие вдаль, но не сходящиеся на снимке в точку, а просто уходящие из кадра. Вполне естественно, что наш глаз, рассматривая такой снимок, захочет эти линии продолжить, а их-то и нет! Вот тут-то и появится опять у нас ощущение неправильности, неестественности.
Давайте теперь подробнее разберем эти пункты, за исключением, пожалуй, второго и предпоследнего последнего. Почему? Со вторым все понятно - уже все сказано. По последнему: Во-первых, потому что это, в принципе, давно всем известные законы композиции: линии за кадр не выводить, предметы, особенно композиционно важные, не обрезать, под наклоном тоже не снимать (хотя последнее и очевидно далеко не всегда, более того, наклон линии горизонта иногда используется как очень выразительный композиционный прием, позволяющий подчеркнуть неустойчивость и динамичность снимка и, как следствие, показать на снимку движение, направления развития… но речь здесь все же не об этом)… Во-вторых, потому что речь в статье идет не о том, как правильно снимать, а о том, как смотреть на фотографию, ну может быть, каким форматом лучше печатать.
Угол зрения
Давайте попробуем рассчитать, по каким углом мы смотрим на напечатанную фотографию и под каким смотрели на сюжет. Так как объектив строит центральную проекцию предметов, относительно оптического центра (точнее - передней и задней точки пересечения фокальных плоскостей (передней и задней) с оптической осью), то при рассмотрении с расстояния, равного расстоянию до центра перспективы углы зрения на фотографию и на исходный объект будут сохраняться. Расстояние от плоскости пленки до центра перспективы - это, как известно, и есть фокусное расстояние объектива.
То есть, если смотреть на напечатанную в масштабе 1:1 с негатива фотографию с расстояния, равного фокусному расстоянию используемого объектива - то угловые размеры предметов на фотографии и исходные угловые размеры этих же объектов будут совпадать, то есть фотография будет восприниматься правильно. Следовательно, если мы снимаем объективом с фокусным расстоянием 50мм, то на снимаемый слайд надо смотреть с расстояния 50мм. Но так как с расстояния 5см смотреть мы не можем, а смотреть оптимально нам с 20-ти см, то в этом случае нам надо использовать лупу с увеличением 20/5=4х. Легко убедиться, что такое же увеличение обеспечит тот самый объектив, которым мы снимали. Поэтому на слайд идеально смотреть через тот объектив, которым он снят. Но все же... Разглядывать чаще нам придется, наверное, все-таки не слайд через объектив, а фотографии. В этом случае надо знать, во сколько раз фотография увеличена. Рассмотрим негатив формата 24х36. В случае печати форматом 10х15 фотография будет увеличена примерно в 4 раза, значит, для сохранения угловых размером расстояние, с которого мы смотрим на фотографию, должно быть увечено в 4 раза по сравнению с тем, с которого мы должны смотреть на не увеличенный отпечаток или слайд. То есть в этом случае смотреть на фотографию надо с расстояния:
Оптимальное расстояние = фокусное расстояние объектива Х 4.
В общем случае, оптимальное расстояние рассматривания фотографии рассчитывается так:
Оптимальное расстояние = фокусное расстояние объектива Х увеличение,
Где увеличение - это отношение размеров фотографии и негатива. То есть при печати с негатива 24х36 мм форматом 10х15 увеличение = 4, 15х21 - 6, 20х30 - 8 и т.д.
При использовании фокусного расстояния 50мм смотреть оптимально с 20см, то есть с расстояния наилучшего зрения.
Здесь также хочется отметить, что очень часто слышны мнения, что именно объектив 50мм дает правильное восприятия перспективы, "видит" так, как видит глаз (тем же углом). и т.д.
Из приведенных расчетов понятно, откуда могли взяться подобные мнения - дело просто в том, что печати самым популярным форматом с самого популярного размера кадра (24х36) оптимальное расстояния рассматривания фотографии совпадает с расстоянием наилучшего зрения человеческого глаза, то есть, действительно, в этом случае (формат 10х15, рассматривание с 20см) объектив 50мм видит примерно также, как и глаз. В общем же случае, конечно же, это неверно. Например, при печати 20х30 с того же формата для правильного восприятия снимка надо смотреть уже с расстояния 40см. Если же мы по-прежнему хотим рассматривать такой кадр с 20-ти см, то правильное восприятие перспективы даст объектив с f=25мм! Однако, как следует отметить, данные расчеты для широкоугольных и сверхширокоугольных объективов не совсем справедливы. Дело в том, что, во-первых, такие объективы дают очень сильные оптические искажения (главным образом - дисторсия) , во-вторых, неправильное восприятие происходит за счет очень больших угловых размеров самого фотоснимка и, как следствие, особенно, если предметы недалеко, глаз должен ощущать в этом случае стереоскопичность - этого же нет (подробнее об этом ниже).
Стереоскопичность.
Давайте теперь вспомним, как мы видим предметы. Наши глаза (правый и левый), как известно, строят два изображения предметов - затем сигналы с них объединяются и из-за того, что глаза находятся на разном расстоянии человек может ощущать объемность предметов.
Так происходит, когда мы смотрим на реальный мир. Что же происходит, когда мы смотрим на фотографию? Когда мы смотрим на фотографию двумя глазами, точно так же каждый из двух глаз видит свою картинку, точно так же сигналы с них объединяются. Только вот из-за того, что фотография на самом деле плоская, а глаза два, мы очень отчетливо ощущаем то, что объемности-то никакой на фотографии нету! Здесь тот факт, что глаза у нас два играет уже против нас - картинку, которая по замыслу должна быть объемной, глаза заставляют нас воспринимать плоской. Поэтому очень важное правило: чтобы ощущать объемность фотографии, ее глубину - надо смотреть на нее одним глазом. Попробуйте посмотреть на свои фотографии одним глазом, а не двумя и вы увидите, насколько они стали объемнее! Наибольшая разница между просмотром одним и двумя глазами будет наблюдаться при разглядывании фотографий с близкорасположенными объектами, например, натюрморт или портрет с размытием фона, также пейзаж с передним планом, резким или нерезким. Соответственно, на таких фотографиях, как пейзаж только с дальним планом, или каталожное изображение предметов заметного улучшения эффекта глубины при просмотре одним глазом вряд ли вы увидите.
Выводы
Итак, как мы убедились, фотографию для правильного восприятия и максимального ощущения глубины пространства недостаточно просто рассматривать. Если снимок построен на перспективе или просто имеются несколько планов (передний, средний, дальний), то такую фотографию необходимо рассматривать одним глазом - иначе восприятие перспективы и глубины не будет таким эффектным и убедительным.
Кроме того, для того, чтобы угловые размеры до предметов воспринимались правильно на фотографию нужно смотреть с определенного расстояния, которое зависит от формата отпечатка и используемого объектива. При использовании 50мм объектива и обычной 35-мм пленки для рассматривания фотографии с 20-ти см (расстояние наилучшего зрения) фотографии оптимально печатать форматом 10х15. В зависимости от указанных параметров результаты сильно отличаются, так, например, при использовании объектива 35мм (самый распространенный для мыльниц) печатать для рассматривания с 20-ти см надо уже 15х21, а для рассматривания с 30-ти см (при использовании того же 35-мм объектива) - уже 20х30!
Вряд ли, конечно, эти правила следует учитывать при печати всех своих фотографий (да и неудобно), однако теперь нам, во-первых стало понятно, почему, например, фотографии 10х15, снятые Зенитом и Гелиосом выглядят естественнее мыльничных 10х15 (да потому что на мыльничные 10х15 надо смотреть с 10-15см, чтобы правильно их воспринимать), а во-вторых, указанные рекомендации следует все же учитывать при печати своих удавшихся (понравившихся) фотографий большим форматом. Расстояние, с которого фотография будет рассматриваться сопоставить с оптимальным расстоянием для данного формата и объектива, с тем, чтобы при необходимости скорректировать место будущей фотографии на стене или на столе. Или же ее будущий формат.